XVI век. Начинается расширение Московского государства за счет присоединения земель на восток. Земли эти испокон веков были заселены языческими племенами. Остяки, вогулы, коми… Чтобы закрепиться русским на этих землях, одной торговли было недостаточно. На помощь царевым людям приходят монахи, несущие идеи православного христианства, основывающие храмы и монастыри, подающие примеры благочестия.
Одним из таких подвижников был монах Трифон, ставший впоследствии архимандритом Вятским и канонизированный православной церковью. Имя этого святого известно и в Пермском крае, и на Вятской земле, но было почти забыто в XX веке.
Так получилось, что во время своих поездок по стране я побывал почти во всех местах, связанных с миссионерской деятельностью Трифона Вятского. В этом небольшом рассказе хочу поделиться с вами некоторыми фактами из жития преподобного и показать как сейчас выглядят места его служения Богу. Этот человек был активным деятелем и в истории нашей страны. Близок был к роду Строгановых, из рук Ивана Грозного получил жалованную грамоту на обустройство монастыря, общался с царем Федором Иоанновичем, пострадал во время гонений Годунова на Романовых.
В 1546 году в селе Малая Немнюга ныне Мезенского района Архангельской области в семье крестьян Дмитрия и Пелагеи Подвизаевых родился сын Трофим.
Где-то в архангельской глубинке...
В 18 лет, после смерти отца, юноша решает посвятить себя служению Богу и уходит из дома. В Великом Устюге он поселился у священника, который становится его духовным наставником.
Великий Устюг. Церковь Вознесения Господня. 1648 г.
Спустя некоторое время Трофим продолжил странствовать и пришел в Орел-городок на реке Каме, где поселился на паперти у церкви Похвалы Пресвятой Богородицы.
1735 г. На месте старой деревянной.
Орел-городок в те годы был неофициальной столицей торговой империи Строгановых. Детей Якова Строганова преследовал какой-то недуг, от которого они умирали. Когда заболел последний сын Максим, отчаявшийся Яков попросил Трофима помолиться за мальчика. Юноша исполнил просьбу, хоть и считал, что исцеление — дело рук Божьих. Мальчик выздоровел, что стало первым из чудес, внесенных в житие преподобного. Строганов предложил любую поддержку, но Трофим ушел в Пыскорский Преображенский монастырь, где в 22 года принял постриг с именем Трифон.
Церковь Николая Чудотворца. 1695 г.
В монастыре инок поражал всех своим трудолюбием и смирением. Пек хлеб, готовил еду для братии, рубил дрова, ухаживал за больными. На все службы приходил первым, уходил последним. Также был приставлен к монастырской солеварне. Напряжение физических и духовных сил, частые посты стали причиной тяжкой болезни монаха Трифона. По преданию, исцелил инока святитель Николай, явившийся Трифону во сне.
Победив болезнь, монах уходит из монастыря в поисках уединения. Спустившись по Каме на лодке до устья реки Мулянки, Трифон вышел на берег.
Памятник Трифону Вятскому в с. Н.Муллы возле Троицкой церкви.
Церковь Троицы Живоначальной. 1882 г.
Здесь, на Гляденовской горе, росла священная ель, у которой вогулы приносили жертвы своим идолам. В небольшой пещере Трифон построил скит и стал жить, как монах отшельник.
Здесь я немного отвлекусь от жития святого. На Гляденовской горе в наши дни территорию облагородили. Посмотрите, как выглядит Трифонова пустынь у святого источника.
Лесная дорожка с Гляденовской горы к пустыни.
На протяжении двух лет Трифон проповедовал язычникам остякам и вогулам о Христе. В доказательство истинности своей веры преподобный срубил священную ель и с ним, вопреки предсказаниям шаманов, ничего не случилось. Проповеди привели к тому, что Трифоном были крещены дочери остякского князя Амбала и вогульского князя Бебяка.
Молва о деяниях отшельника дошла и до Пыскорского монастыря. По просьбе монахов Строгановы доставили Трифона в обитель, где преподобный продолжил миссионерскую деятельность, обращая в христианство остяков, живших вблизи Соликамска.
Скит Трифона Вятского на территории бывшего Преображенского монастыря. 2010 г.
Памятный крест Трифону Вятскому на берегу Камы в Пыскоре. Фото Анна Кудрявцева.
Желание жить уединенно не пропало, и Строгановы предложили место на реке Чусовой, в Нижне-Чусовских городках, где Трифон поставил часовню, а потом основал монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Снова отвлекусь. После отъезда Трифона из Пыскора, архимандрит Иов перенес монастырь на новое место. Сделал это без разрешения Синода, и в 1764 году у монастыря отобрали в казну вотчины, солеварни и крестьян, а монахов перевели в Соликамский Вознесенский монастырь.
Строения были разобраны на кирпичи, из которых в Перми построили Преображенский монастырь.
Туда же перенесли и уникальный пятиярусный иконостас.
В Успенской обители Трифон прожил восемь лет. В наши дни в с. Успенка восстановлен Успенский храм, часовня и источник святого Трифона с купелью.
По соседству, на Красной Горке, вновь открыта Верхне-Чусовская Казанская Трифонова женская обитель.
Несчастный случай привел к тому, что преподобный был вынужден покинуть Успенскую обитель. Сжигая пни и корни деревьев на приготовленном под посев участке, Трифон не заметил, как огонь перекинулся на дрова, заготовленные для солевых варниц Строгановых. Был уничтожен огромный запас дров. Озлобленный Григорий Строганов заковал Трифона в колодки, но потом просто прогнал его со своей земли.
В 1579 году преподобный пришел в Чердынский Иоанно-Богословский монастырь.
Испросив благословения у духовного отца игумена Варлаама, Трифон отправился в Вятскую губернию.
В Хлынов Трифон пришел в январе 1580 года. Обходя храмы, он узнал, что в Вятской земле нет монастырей. Присмотрев место за рекой Засорой, стал просить у городских властей разрешение на строительство здесь обители. Заручившись поддержкой вятичей, Трифон отправился в Москву. В столице преподобный был рукоположен митрополитом Антонием в сан иеромонаха, и из рук самого царя Иоанна Васильевича Грозного получает грамоту на землю для монастыря. В 1581 году состоялась закладка первой церкви Успенского монастыря. (Многие храмы того периода были деревянные, до наших дней не дошли. На фото — более поздние церкви на намоленных местах)
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. 1728 г.
Собор Успения Пресвятой Богородицы. 1684 г.
Церковь Николая Чудотворца. 1690 г.
Церковь Трех Святителей Московских. 1714 г.
Колокольня. Восстановлена 1994 г. по чертежам 1714 г.
Благовещенская церковь, Успенская… Число братии увеличивалось, средств не хватало. В 1588 году Трифон вновь отправился в Москву. Царь Федор Иоаннович принял иеромонаха из Хлынова, одарил милостыней, земельными угодьями, 15-пудовым колоколом. Патриарх Иов возвел Трифона в сан архимандрита, пожертвовал иконы, книги, священнические ризы. Пожертвовали на монастырь и многие московские бояре, особо щедрыми оказались Романовы, ставшие покровителями архимандрита Хлыновского Успенского монастыря.
После этого был целый ряд поездок в Москву. Дары власть имущих несли не только процветание монастырю. При архимандрите Трифоне в Хлынове появилась первая библиотека. Преподобный был не только рачительным хозяином, но и приверженцем строгого монастырского устава. Среди братии зрело недовольство. И вот в одну из отлучек Трифона, когда тот странствовал для сбора пожертвований на обитель, недовольные монахи отправили ученика преподобного Иону Мамина в Москву. Там, при помощи богатых родственников, Иону возвели в сан архимандрита. Вернувшись, он вынудил Трифона оставить монастырь. Сошлись многие факторы — недовольство иноков уставом, опала покровителей Романовых, амбиции ученика. На помощь бояр в восстановлении своего настоятельства архимандриту Трифону рассчитывать не приходилось. Федор Никитич Романов в Антониево-Сийском монастыре под Холмогорами пострижен в монахи,
Антониво-Сийский монастырь. 1520 г.
Михаил Никитич — в Ныробе закован в кандалы в яме,
Часовня Михаила Архангела над ямой Романова.
Ксения, матушка Марфа — в Толвуе, в Заонежье.
Царицын ключ.
В жизни преподобного начался долгий период странствий и паломничества.
Незадолго до исхода из монастыря, в жизни Трифона произошло событие, сыгравшее впоследствии огромную роль в истории России. Зимой 1600 года архимандрит Трифон совершил пострижение над жившим в имении Романовых Григорием Отрепьевым. И эта встреча Трифона с будущим Лжедмитрием I была не первой. Литератор Сумароков в XVIII веке писал, что Гришка Отрепьев служил диаконом в Хлыновском Успенском монастыре. Но это другая история…
После изгнания из обители преподобного принимает у себя Никита Строганов и поселяет в Строгановский Введенский монастырь в Сольвычегодске.
Отсюда Трифон совершил паломничество в Соловецкий монастырь, а затем отправился на ставшую ему родной Вятскую землю.
В 1608 году преподобный пришел в Слободской. Он сразу принял активное участие в устройстве Богоявленского монастыря, возведя храм в честь Архистратига Михаила. Эта церковь чудом сохранилась до наших дней.
В конце 1611 года преподобный Трифон отправляется во второе паломничество в Соловецкий монастырь, откуда вернулся смертельно больным.
В июле 1612 года он возвращается в Хлынов с желанием умереть в основанной им обители. В «Житие преподобного…» так описана встреча у врат монастыря.
«Архимандрит Иона со всею братиею встретил преподобного во вратах обители и, припав к его ногам, просил прощения.
— Отче святой,- говорил он, — я виновник твоих страданий, жестоко оскорбил я тебя. Прости меня, ибо враг омрачил мое сердце гневом и ввел меня в грех.
— Чадо мое духовное, Иона! Господь да простит тебя, — Отвечал св. Трифон, — ибо это дело старого врага нашего диавола.»
Всего несколько дней прожил преподобный Трифон в обители. 8 октября 1612 года в возрасте 66 лет он тихо скончался в Успенском монастыре.
В 1684 году при строительных работах были обретены мощи архимандрита. Тогда же на гроб святого было положено его изображение, ставшее первой его иконой.
Преподобный Трифон Вятский Чудотворец был причислен к лику святых Русской Православной церковью в 1903 году.
Памятник Трифону Вятскому в Кирове.
После окончания эпохи богоборчества в России почитание Трифона Вятского стало возрождаться. Восстанавливаются монастыри, им основанные, ширится ручеек паломников и просто интересующихся к местам затворничества инока Трифона.
Теги:
Паломнические туры